postheadericon Учитель-логопед

tolkacheva

Толкачева Наталья Александровна

Учитель — логопед МБДОУ №45 высшей категории

стаж работы    24 года

 Образование – высшее.

Ставропольский Государственный Педагогический  институт 1990 год.

Специальность — педагогика и психология (дошкольная).

Присвоена квалификация – Преподавателя дошкольной педагогики и психологии. Воспитателя.

Ставропольский Государственный Педагогический  Университет. 1995 год.   Специальность — дефектология.

Присвоена квалификация –учитель –логопед.

Педагогическая деятельность

Коррекционно-развивающая работа

Основные задачи логопедического пункта

— своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

— определение их уровня и характера;

— коррекция нарушений в развитии устной речи;

— пропаганда необходимых  знаний по логопедии среди педагогических работников

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

В нашем дошкольном учреждении функционирует логопедический пункт, на базе которого ведется работа по своевременному исправлению недостатков речевого развития детей

Что такое ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ?

Логопедический пункт – это место, где оказывается помощь детям, не имеющих тяжелого нарушения речи.

 Каких детей зачисляют на логопедический пункт?

На логопедический пункт зачисляются дети 5-7 лет с несложными речевыми нарушениями.

Основанием для зачисления ребёнка на логопедический пункт является результаты логопедического обследование ребенка в начале учебного года и заявление родителя (законного представителя).

Очередность для зачисления детей в логопедический пункт формируется с учетом возраста ребенка и степени тяжести речевых нарушений.

С каким логопедическим заключением дети зачисляются на логопедический пункт?

Принимаются дети с логопедическими заключениями:

  • нарушение произношения отдельных звуков:
      – фонетически изолированный дефект  – Ф. (из.) Д.;                                                                              – фонетически изолированный дефект при дизартрическом         компоненте – Ф. (из.) Д. при д/к;                                
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи – ФФНР

В каком режиме проходят занятия на логопедическом пункте?

Индивидуальные (подгрупповые) занятия с каждым ребенком проводятся 2 раз в неделю.

Продолжительность индивидуальных занятий определяется с 

учетом возраста детей в соответствии с                                                                                                   Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для дошкольных учреждений (СанПин 2.4.1.1249-03) в части требований к организации режима дня и учебных занятий – 10-15 минут.

Цель индивидуальных логопедических занятий –коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

Сколько детей зачисляется на логопедический пункт?

Количество  детей на  логопедическом  пункте,  недолжно превышать 25 человек за учебный год.

Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, его индивидуально-личностных особенностей, условиями воспитания в семье и могут варьироваться от 3-6 месяцев до 1-1,5 лет.

         В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и  специалистов детского сада. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один-два раза в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью ребенка.

Цель деятельности логопедического пункта: 

      Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей, имеющих нарушения в развитии устной речи (первичного характера), раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.

Задачи, которые решает логопед на логопедическом пункте:

  • —  раннее выявление недостатков в речевом развитии детей
  • —  развитие устной речи детей
  • —  коррекция звукопроизношения
  • —  своевременное предупреждение различных нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста
  • —  сообщение специальных знаний по логопедии педагогам, родителям и обучение их доступным логопедическим приёмам.

Как происходит исправление звукопроизношения?

Исправление звукопроизношения происходит поэтапно.

 На подготовительном этапе логопед через специальные упражнения настраивает речеслуховой и речедвигательный анализаторы ребенка к правильному восприятию и воспроизведению звука. Развивается мелкая моторика рук, фонематический слух, отработка опорных звуков. Формируются направленная воздушная струя и точные движения органов артикуляционного аппарата.

 Постановка звука – это выработка у ребенка новых связей и  затормаживание неправильно сформированных ранее.                                

Логопед объединяет отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата, создавая новый звук в изолированном виде.

 Целью автоматизации звука является правильное произношение  конкретного звука во фразовой речи.                                            

Эта работа трудна для нервной системы ребёнка. Ведь новый звук – результат искусственного процесса, который отличается от самостоятельного появления звука у ребенка. Это новый условный рефлекс, закрепление которого требует очень большой осторожности и постепенности.

 Автоматизация звука в слогах (на примере звука С).
При автоматизации звука в слогах предлагайте ребёнку последовательно прямые слоги: СА, СЫ, СЭ; обратные: АС, ОС, ИС; слоги, где звук находится между гласными: АСА, ЫСА, АСЫ; слоги со стечением согласных (берутся те согласные, которые не нарушены у ребёнка): СТА, СПА, СКО и др.

 Автоматизация звука в словах.
Чтобы автоматизация нового звука в словах прошла успешно, ребёнок должен произнести не менее 60 – 90 слов или названий картинок. Нужна длительная систематическая тренировка. Обязательно следите, чтобы в составе произносимого слова не было звуков, которые малыш говорит неправильно! Слова подбирайте на каждое положение звука в слове: в начале, середине и конце.

 Автоматизация звука в предложении.
Предложения составляйте на базе уже проговоренных ранее слов.

Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук, и отсутствовали неправильно произносимые ребёнком звуки.

 Автоматизация звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях
Материал подбирается по принципам, упомянутым выше. В процессе проговаривания стихотворных форм у малыша улучшается звукопроизношение, развивается чувство языка, ритма, память, мышление.

 Автоматизация звука в рассказах, фразовой речи.
Некоторые дети уже после введения звука в стихотворения начинают правильно употреблять его в собственной речи. Если нет, то подбирайте небольшие по объёму рассказы, насыщенные словами с нужным звуком. Читайте их и задавайте вопросы по содержанию, добивайтесь от ребёнка полных ответов. Далее предложите ему пересказать содержание рассказа.

 Дифференциация звуков нужна тем детям, которые заменяли один звук другим или смешивали их. Если звук искажался, то дифференциация не нужна.

Роль родителей в коррекции речевых нарушений

Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.

Програмно-методическое обеспечение

Программы:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. -«Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи». Издательство «Просвещение», 2010. — 271с. Комплект коррекционно-развивающих образовательных программ, учитывающий потребности всех типов логопедических групп системы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. В структуре сборника представлены четыре программы, направленные на устранение фонетико-фонематического недоразвития речи, общего недоразвития  речи, нарушения речевого развития, осложненного двуязычием. Каждую программу сопровождает пояснительная записка и приложение, которое дано в конце сборника

pros

vosp

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения.

Год: 2003 Программа рекомендована для работы в дошкольных образовательных учреждении.                                                                                Допущена Министерством образования РФ.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольников. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. — СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003.

В этой книге подобраны игры и задания, позволяющие устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребёнка, развить интерес к слову, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе. Параллельно с развитием речи у ребёнка тренируется память, внимание, он учится размышлять, делать выводы, анализировать и фантазировать.

det

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — М.: «Гном-Пресс», 1999.

Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приёмы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.

Деятельность логопеда

2019 год

Родителям о речевом развитии детей

ПРОВЕДИТЕ ВРЕМЯ С ПОЛЬЗОЙ 2

ПРОВЕДИТЕ ВРЕМЯ С ПОЛЬЗОЙ

проект «Все профессии хороши, а библиотекарь лучше!»

Городской творческий литературный конкурс «Родной Невинномысск»

2018 год

Советы логопеда. Родителям о речевом развитии детей

2017 год

Советы логопеда» Поговорим о чтение книг»

Храню историю твою, Невинномысск!

Родителям в помощь: «Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях»

2016 год

Родителям в помощь: «Речевые упражнения дома»

«Современный подход к формированию грамматического строя речи и развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста»

Родителям в помощь «Игры для старшего дошкольного возраста для развития грамматического строя речи»

2015 год

Советы логопеда «Связная речи»

Готов ли ребенок к школе

Сказка о веселом язычке

Логопедическая готовность к школе

Автоматизация поставленных звуков

ПАМЯТКА Родителям о речевом развитии детей

Архивы