Ледовская Анна Борисовна
✔️Я Ледовская Анна Борисовна, учитель-дефектолог.
✔️Работаю с детьми и их родителями.
✔️Помогаю и делюсь полезными материалами с неравнодушными коллегами и заботливыми родителями.
Мифы о дефектологах в коррекционной работе
Миф1:
Дефектолог – это кто? Врач? Этот миф широко распространен. Однако это не совсем так, дефектологов готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов. Дефектолог не лечит, он исправляет, его задача – коррекция, компенсация и дальнейшая адаптация. Хотя работать он может и в паре с врачом, что приблизит вас к наилучшему результату скорее.
Миф2:
Часто можно услышать такое мнение: «Зачем заниматься с дефектологом, все равно рано или поздно ребенок заговорит?» Это еще один из самых распространенных мифов. Если ребенок не говорит или говорит неправильно – то не потому, что он просто ленивый или балуется. Для этого есть причина. Причин для плохой речи может быть тысяча. Это и проблемы с нервной системой, и дефекты в строении органов артикуляции, и многое другое. Чтобы узнать настоящую причину – необходимо пройти обследование у специалистов. Но прежде, чем обращаться к специалисту, надо четко дать себе отчет, что причина вовсе не в лени ребенка.
Миф 3:
«Почему звуки не ставят за 1-2 занятия?» Некоторые мамы слышали от других мам, как ребенку быстро поставили звук и требуют, чтобы их ребенку тоже поставили звук за 1-2 занятия. Такое, конечно, бывает, но очень редко. Ведь у каждого ребенка свой темп развития, характер, темперамент. Быстрых и качественных результатов можно добиться только при регулярной и комплексной коррекции.
Миф 4:
«Речь формируется до 5 лет, значит идти к учителю-дефектологу нет смысла». По законам речевого развития у ребенка должна быть сформирована фразовая речь уже к двум годам. И в этом вопросе не всегда родители без помощи специалиста в состоянии оценить, задерживается ли речевое развитие или нет. На речь могут повлиять различные соматические и другие проблемы – так что чем позже родители начинают заниматься этой проблемой, тем труднее с ней справиться. И если в 2,5 года ребенок не заговорил или в 3-4 года произносит звуки искаженно, то это показание для прохождения консультации у дефектолога. И кстати, не стоит забывать о том, что речь – функция мозга, поэтому важно взаимодействие «невролог-дефектолог». Ведущий специалист по сопровождению и лечению – невролог, а по коррекции – дефектолог!
Миф 5:
«Ребенок наследует особенности речи родителей». Ребенок не рождается со способностью к речи, он ей овладевают в ходе развития. И у каждого это свой путь: у родителей могли быть одни причины для возникновения недостатков и нарушений речи, а у ребенка могут быть совсем другие. Часть особенностей может и перейти к ребенку, но это не обязательно.
Миф 6:
Считается, что задача дефектолога — только коррекция звуков. Но дефектологи занимаются и развитием лексики, и грамматического строя, и исправляют дефекты не только устной, но и письменной речи.
Миф 7:
Некоторым кажется, что нет ничего сложного в логопедии. И прочитав 2-3 книги по логопедии, считают себя вполне компетентными. На самом деле это большое заблуждение, и многие убеждаются в этом, когда сталкиваются с трудностями. Получается не так, как написано в книге, звуки не ставятся, а иногда ставятся неправильно, очень частая ошибка, когда у ребенка закрепляется горловое «р».
Миф 8:
Многие считают, что ребенок должен заниматься, сидя смирно за столом. Это конечно очень удобно, но так бывает не всегда. Часто дети страдают разными неврологическими проблемами. Дети могут вертеться, крутиться, вставать, отвлекаться, часто это не говорит о неэффективности занятия. Можно заниматься на полу. Необходимо давать ребенку перерыв, маленькие физкультминутки на 5-10 минут.
Миф 9:
«Если пропустим занятие — ничего страшного не произойдет, мы же выполняем задания дефектолога». На самом деле это широко распространенное заблуждение о том, что выполнение заданий дефектолога могут заменить занятия с самим специалистом. Очень часто бывает, что занятия по каким-либо причинам пропускаются, и из-за пропусков получается меньше занятий в месяц, нарушается систематичность.
Миф 10:
«Во время обследования дефектолога интересует уровень интеллекта ребенка». В первую очередь во время обследования дефектолога интересует состояние речи, дефекты произношения. Поэтому не надо переживать, если тестовые задания вам покажутся либо слишком легкими, либо слишком сложными. Не надо отвечать за ребенка и уверять, что «он все знает» … логопед все-таки хочет послушать самого ребенка, посмотреть на его реакцию, поведение.
Миф 11:
«Ребенок будет заниматься, если ему интересно». Это не совсем правильная установка. Дефектолог делает все возможное и зависящее от него, чтобы занятия были интересны, но часто у детей с недостатками речи снижен познавательный интерес. И мотивировать ребенка должны родители, они лучше знают, как его заинтересовать. Дефектолог решает все проблемы с речевым и познавательным развитием путем систематических, длительных занятий, совместными усилиями педагога, ребенка и родителей.
Миф 12:
Моему ребенку нельзя делать логомассаж, потому что у него эпилепсия. Неврологи сообщают важную информацию: логомассаж возможен, если пациент будет принимать противоэпилептические препараты и регулярно наблюдается у врача!
Медиакомплект интерактивных игр,
направленных на развитие речевых и психических процессов
В этом разделе представлены игры и упражнения, сделанные учителями-логопедами и учителями-дефектологами на платформе LearningApps.org
Игры просты, инетересны и увлекательны. Просто выберите интересующий вас раздел, найдите нужную игру, нажмите курсором на название и играйте!