Образование
Реализуемый уровень образования и формы обучения
С введением Федерального закона от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ устанавливаются следующие уровни общего образования:
1. Дошкольное образование;
2. Начальное общее образование;
3. Основное общее образование;
4. Среднее общее образование.
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей.
Уровень образования: дошкольное образование
Нормативный срок обучения: Нормативный срок обучения по основной образовательной программе дошкольного образования составляет 5 учебных лет. Продолжительность обучения на каждом этапе дошкольного образования — 1 год
Нормативный срок обучения: Нормативный срок обучения по адаптированной образовательной программе для детей с ТНР составляет 1-2 учебных лет. Продолжительность обучения на каждом этапе дошкольного образования — 1 год
Язык, на котором осуществляется образование: родной язык из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русский язык как родной
Форма получения образования: очная
ВНЕДРЕНИЕ ФОП
Основная общеобразовательная — образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Центр развития ребенка — детский сад №45 «Гармония» города Невинномысска на 2024-2025 уч.год
Основная общеобразовательная программа — адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка — детский сад №45 «Гармония» города Невинномысска
Основная общеобразовательная программа — адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка — детский сад №45 «Гармония» город Невинномысска
Основная информация
Материалы для ознакомления:
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Вебинар «Федеральная образовательная программа ДО, как стратегический ориентир образовательной политики»
Вебинар «Федеральная образовательная программа дошкольного образования: изучаем, обсуждаем, размышляем»
Информация для родителей
Программное обеспечения МБДОУ № 45
Краткая презентация ОП МБДОУ № 45 г. Невинномысска
2023 — 2024 учебный год
Годовой календарный учебный график на 2023 — 2024 у.г.
Годовой календарный учебный график для детей с ТНР на 2023 — 2024 у.г.
Годовой календарный учебный график для детей с ЗПР на 2023- 2024 у. г.
Учебный план организованной образовательной деятельности на 2023-2024у.г.
Учебный план организованной образовательной деятельности для детей с ТНР на 2023-2024 у.г.
Расписание занятий МБДОУ №45 г. Невинномысска на 2023 – 2024 у.г.
Численность обучающихся, в том числе:
— общая численность обучающихся 156 человек;
— численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов, субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 156 человек;
— численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или юридического ) лица (договор об оказании платных образовательных услуг) (в том числе с выделением численности обучающихся являющихся иностранными гражданами) 130 человек.
Аннотация к рабочей программе первой младшей группы
Аннотация к рабочей программе второй младшей группы
Аннотация к рабочей программе средней группы
Аннотация к рабочей программе старшей группы
Аннотация к рабочей программе подготовительной группы
-
Рабочая программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста
-
Аннотация к рабочей программе музыкального воспитания
-
Рабочая программа учителя — логопеда детей дошкольного возраста
-
Рабочая программа учителя — логопеда детей дошкольного возраста (старшая группа)
-
Аннотация к рабочей программе учителя — логопеда
-
Об использовании при реализации образовательной программы
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Методические разработки
В часть, формируемую участниками образовательного процесса, включены следующие парциальные программы:
— «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.
Аннотация к программе:
- Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитания у ребёнка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержит комплекс
материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве
самостоятельности и ответственности за своё поведение. Цель программы — сформировать у ребёнка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет. Курс ОБЖ для дошкольников нацелен на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. На занятиях по ОБЖ дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть
предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть
возможные последствия тех или иных действий. Программа разработана на основе проекта государственных стандартов
дошкольного образования. Определяя основное содержание и направление развития детей, составители программы оставляют за каждым ДОУ право на использование различных форм и методов организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным
ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Заключительный раздел программы содержит основные принципы её реализации, рекомендации по планированию работы педагогов и специалистов дошкольного учреждения с воспитанниками, а также предложения по взаимодействию с родителями. Программа имеет учебно-методический комплект: учебное пособие по основам безопасности
жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, рабочие тетради с цветными иллюстрациями, разрезным материалом и подробными методическими рекомендациями. Рекомендована Министерством образования РФ. В содержание программы включено шесть разделов:
Раздел 1 «Ребёнок и другие люди»
1.1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
1.2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
1.3. Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого
взрослого.
1.4. Ребёнок и другие дети.
1.5. Если «чужой» приходит в дом.
1.6. Ребёнок как объект сексуального насилия.
Раздел 2 «Ребёнок и природа»
2.1. В природе всё взаимосвязано.
2.2. Загрязнение окружающей среды.
2.3. Ухудшение экологической ситуации.
2.4. Бережное отношение к живой природе.
2.5. Ядовитые растения.
2.6. Контакты с животными.
2.7. Восстановление окружающей среды.
Раздел 3 «Ребёнок дома»
3.1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми
предметами.
3.2. Открытое окно, балкон как источники опасности.
3.3. Экстремальные ситуации в быту.
Раздел 4 «Здоровье ребёнка»
4.1. Здоровье – главная ценность человеческой жизни.
4.2. Изучаем свой организм.
4.3. Прислушаемся к своему организму.
4.4. О ценности здорового образа жизни.
4.5. О профилактике заболеваний.
4.6. О навыках личной гигиены.
4.7. Забота о здоровье окружающих.
4.8. Поговорим о болезнях.
4.9. Инфекционные болезни.
4.10 Врачи – наши друзья.
4.11. О роли лекарств и витаминов.
4.12. Правила оказания первой помощи.
Раздел 5 «Эмоциональное благополучие ребёнка»
5.1. Психическое здоровье.
5.2. Детские страхи.
5.3. Конфликты и ссоры между детьми.
Раздел 6 «Ребёнок на улице»
6.1. Устройство проезжей части.
6.2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
6.3. Дородные знаки для водителей и пешеходов.
6.4. Правила езды на велосипеде.
6.5. О работе ГИБДД.
6.6. Милиционер-регулировщик.
6.7. Правила поведения в транспорте.
6.8. Если ребёнок потерялся на улице.
Авторы считают целесообразным объединять некоторые темы (правила поведения на улице – оказание первой помощи – инвалидность), если привлечение материалов из другого раздела поможет объяснить детям, какими могут быть последствия правильного или неправильного поведения на улице. Программа, в силу её особого значения для охраны жизни и здоровья ребёнка, требует соблюдения следующих принципов:
Принцип полноты: содержание программы должно быть реализовано по всем разделам.
Принцип системности: работа должна проводиться в системе, целый учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.
Принцип сезонности.
Принцип учёта условий городской и сельской местности: у каждого ребёнка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.
Компенсировать его неосведомлённость в правилах поведения в
непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы ДОУ.
Принцип возрастной адресованности.
Принцип интеграции: содержание программы реализуется как в процессе регламентированной деятельности (по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и
физическому воспитанию), а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов. Данную программу следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развёртывать определённые темы.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье.
— «Креативные и коррекционные игры и занятия для детей — левшей дошкольного возраста с 3 — 7 лет» Кутепова И.Ю.
Аннотация к программе:
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Еще В.А.Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарований детей лежат на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». От степени развития моторики руки зависит как уровень изобразительного творчества, так и всестороннее развитие ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики детей – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать. У него достаточна развита память и внимание, связанная речь. Наблюдая за деятельностью детей младшей группы в организованных и неорганизованных видах деятельности и анализируя ее, мною была выявлена необходимость в развитии мелкой моторики. У детей наблюдалась недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, неловкость, несогласованность рук. Дети быстро уставали, имели низкую работоспособность. Лучшей средой для развития мелкой моторики и раскрепощения детей являются нетрадиционные техники рисования.
Цель: развитие мелкой моторики у детей от 3 до 7 лет через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
- развитие и укрепление мелкой моторики;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- формирование практических навыков в нетрадиционных техниках рисования;
- развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма;
- развитие общих интеллектуальных способностей: выполнять инструкцию взрослого, действовать по образцу;
- формирование художественно-образного представления, эмоционально чувственного отношения к предметам и явлениям природы;
- воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости к прекрасному;
- создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности;
- привитие любви к искусству, привитие трудолюбия и усидчивости.
Ожидаются следующие результаты у детей: динамика развития мелкой моторики; творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности; адекватная оценка себя и результатов своей деятельности; повышение нравственно-культурного уровня.
Копия программы «Креативные и коррекционные игры и занятия для детей — левшей дошкольного возраста»
— «Цветные ладошки» И.А. Лыкова. М., 2013г. (с 2 до 7 лет)
Аннотация к программе:
Программа представляет вариант базисного содержания и специфических задач эстетического развития детей средствами разных видов изобразительной деятельности, содержит целостную систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех ступеней дошкольного образования.
Данная программа разработана на основе авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой и предназначена для детей от 2 до 7 лет.
Концепция программы состоит в том, что художественная деятельность на всех уровнях – восприятие, исполнительство, творчество – организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру. Эту идею раскрывает ряд принципиальных положений:
- Изобразительная деятельность предстает перед детьми как искусство. При этом принципиально меняется традиционное понимание методики как системы способов, методов и приемов, искусственно привнесенные педагогом «извне». Образовательный процесс начинает строиться «изнутри» в форме культуроосвоения, когда каждый ребенок не только переживает, но и «сопровождает» содержание на уровне культурных и личностных смыслов, проходя в свернутом виде путь развития общечеловеческой культуры.
- Центральным в новом содержании становиться не конкретные темы, образы и настроения, а проблемы как способ постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире. В соответствии со спецификой содержания изобразительного искусства его проблемы выражены эстетическими категориями в форме бинарных оппозиций: красиво (некрасиво), добро (зло), реальность (фантазия), правда (ложь), живое (неживое) и др. Эти понятия предстают как проблемное поле культуры, которое дети осваивают в творческом процессе. В результате не искусство «опускается» до ребенка, а ребенок «возвышается» до искусства, что возможно лишь культурообразном образовании.
- Проблемное поле культуры персонифицируется в образе человека, который учит ребенка смотреть на мир «глазами человека» и передает выкристаллизовавшийся опыт человечества. Человек – носитель культуры – формирует у ребенка разноплановый опыт общения с искусством: восприятие, исполнительство, творчество.
Актуальность программы: художественно- творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Программа «Цветные ладошки» представляет собой систему художественных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребёнка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно – прикладного искусства.
Практическая значимость программы заключается в том, что она служит не только художественно-эстетическому воспитанию детей, но и способствует их знакомству с окружающим миром, со свойствами предметов, развитию мелкой моторики пальцев рук.
Программа художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» входит в образовательную область «Художественное творчество».
Цель программы – формировать у детей эстетическое отношение к окружающему миру как универсальному способу гармонизации и личностного самоосуществления в процессе создания эстетической картины мира.
Задачи программы:
— раскрывать природу изобразительного искусства как результата творческой деятельности человека;
— формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству как отражению жизни о всем ее многообразии, окружающей действительности в целом и самому себе как части мироздания;
— развивать эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс «эстетического переживания пережитого»;
— знакомить с деятельностью художника и народного мастера в трех ипостасях: восприятие – исполнительство – творчество;
— формировать опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.
Копия программы «Цветные ладошки»
— «Английский для малышей» под редакцией Н.А. Бонк. М., 2001г. (с 4 до 7 лет)
Аннотация к программе:
Данная программа является модифицированной, так как разработана на основе программы обучения дошкольников английскому языку «Английский для малышей» под редакцией Н.А. Бонк.
Направленность: познавательно — речевая.
Актуальность программы
Дошкольный возраст традиционно считается наиболее благоприятным периодом для овладения иностранным языком. Коммуникативный метод обучения детей этого возраста остается ведущим: взаимодействие с собеседником, звучащим текстом, картинками вызывает интерес, побуждает к ответной реакции.
Обучение детей дошкольного возраста существенно отличается от обучения школьников, как по форме, так и по содержанию, оно напрямую зависит от особенностей психофизического развития детей.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети смогут применить полученные знания, когда пойдут в школу: у них будет накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.
Новизна
Новизна данной программы заключается в использовании информационных технологий на занятиях: демонстрация презентаций, слайд-шоу, организация и проведение мероприятий на английском языке, активная работа с аудио и видеоматериалами, участие детей в различных конкурсах, театрализованная деятельность дошкольников.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Цели:
- ознакомление детей с несложной лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития;
- введение элементарных языковых конструкций;
создание условий для формирования высокого уровня мотивации ребёнка-дошкольника к изучению английского языка через использование разнообразного, доступного для освоения ребёнком-дошкольником языкового материала;
- воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран с помощью детского фольклора;
- развитие лингвистических способностей дошкольников посредством активизации их творческой деятельности;
Задачи:
Образовательные:
- приобщить ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках изученной тематики;
- формировать у воспитанников речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
- познакомить с элементарной диалогической и монологической речью;
- развивать элементарные языковые навыки и умения;
- формировать умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов;
- познакомить с основными звуками фонетического строя языка;
- развивать языковую память (фотографическую, образную, графическую, словесную) и творческие способности;
- формировать навыки понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на родном языке в сравнении с изучаемым.
Развивающие:
- развивать мышление, память, воображение, волю;
- расширять кругозор воспитанников;
- формировать мотивацию к познанию и творчеству;
- ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка;
- развивать фонематический слух;
Воспитывающие:
- воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;
- воспитывать чувство толерантности;
- развивать умения и навыки работы в большой группе (12–14 человек) и в малых группах по 5–6 человек, умение работать в команде.
Копия программы по английскому языку
— «Региональная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Р.М. Литвинова. Г. Ставрополь, 2008г. (с 3 до 7 лет)
— Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим и общего недоразвитием речи. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – М.: МГОПИ, 1993. ( с 5 до 7 лет)
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам
Возраст детей |
№ групп | Направленность групп
(общеразвивающая, комбинированная, компенсирующая, оздоровительная) |
Кол-во детей |
1-2 года
2-3 года
|
5
3 |
общеразвивающая
общеразвивающая |
12
11 |
3-4 года
|
9 |
общеразвивающая |
21 |
4-5 лет | 10
6 |
общеразвивающая
компенсирующая |
23
9 |
5-6 лет |
7 |
общеразвивающая/комбинированная |
11 |
8 |
общеразвивающая/ комбинированная |
19 |
|
6-7 лет |
11 |
общеразвивающая/ комбинированная |
22 |
1
4 |
компенсирующая
общеразвивающая/ комбинированная |
10
17 |
|
ИТОГО: | 156 |
Воспитательно — образовательная деятельность в МБДОУ № 45 г. Невинномысска осуществляется на русском языке.